English versionРусская версия


Какие разновидности дизайнов персидских ковров существуют?

В наши дни персидские ковры из шелка и шерсти стали очень модным элементом любого интерьера и никто уже не задумывается об изначальных задумках мастеров коврового дела – почему такой дизайн, а не иной? Почему эти цвета, а не иные? Почему именно такие сочетания? Откуда мог взяться этот элемент? А ведь едва ли хоть что-то появилось на ковре ручной работы случайно. Мастера Востока преследуют цель не просто сделать красивый коврик из шелка или шерсти, они придают своим творениям глубокий внутренний мир. Дизайн, как и цвета в ковре ручной работы, – главный пример того, как этого можно достичь. 

Сразу следует разъянить разницу между понятиями "дизайн" и "узор" или "орнамент". Любой дизайн имеет в своей композиции какой-либо главный элемент, в то время как узор или орнамент представляет из себя повторение небольших одинаковых элементов.

Значение дизайна в персидском ковре ручной работы

Главной религией Востока, как известно, является ислам, что и нашло свое отражение во всех местных ремеслах, в том числе итрадиционный дизайн молитвенной арки в ковровом деле. Поэтому основной дизайн местных ковров – молитвенная арка. Этот дизайн создан наподобие двери в мечеть, таким образом она символизирует дверь, проход к Богу. Неудивительно, что этот дизайн стал самым главным для местных ремесленников. Арки чаще всего имеют в верхней части заостренный угол, или же представляют из себя своего рода многоугольники. Дизайн этот может выступать как в роли главного декоративного элемента ковра, так и в роли своеобразной рамки, насыщенной орнаментом и всевозможными декоративными элементами на основном поле внутри нее. Шелковый ковер с подобным дизайном особенно ценен.

Есть арка или нет, главное поле чаще всего заполняется в шелковых коврах ручной работы маленькими стилизованными цветочными узорами, иногда в сочетании с изображением древа жизни или райского сада.

дизайн райского сада с древом жизниДрево жизни символизирует вечную жизнь. Этот дизайн очень популярен в коврах Кум, Исфахан и Тебриз. Корень дерева находится у самого основания шелкового ковра, бордюра, и заполняя все основное поле. Лиственные ветви  осыпаны миниатюрными цветами по всей площади ковра. Частно у основания дерева жизни может быть изображен ручей или любой источник воды. Если на ковре изображено два дерева, то это скорее всего ковер с так называемым «свадебным деревом», символизирующим соответственно двух молодоженов. Подобный дизайн типичен для ковров Кум и Тебриз. Такие ковры обычно делают из шелка, чтобы уникальные свойства шелкового ковра радовали молодоженов каждый новый день. Среди ветвей этих деревьев можно обнаружить несколько гнезд маленьких птиц с очевидным намеком молодым. Изображение райского сада на шелковом ковре всегда изобилует декоративными элементами – мастера подходят к этому с особой скрупулезностью. Повсюду кружат маленькие птички, недалеко течет ручей и все вокруг цветет во всей красе. Шелк позволяет сделать эти узоры очень достоверными, засчет возможности создания криволинейных и более точных рисунков. Иногда райский сад дополняется медальоном в центре, окруженным «лесом» из цветов. Если лес состоит из миниатюрных деталей, то следует лучше к нему приглядеться – наверняка там прячутся кропотливо сотканные из шелка райские животные.

Часто в центре, у основания ковра ручной работы на главном поле располагается ваза – Ваза Бессмертия. Она напоминает греческую урну, может быть как с ручками, так и без них. В этой вазе всегда стоят цветы, главный из них, в самом центре, может возвышаться аж до верхнего бордюра или арки – по сути это всего лишь одна из вариаций на тему «древо жизни».

Плакучая ива, изображенная на ковре ручной работы символизирует печать и смерть. В сочетании с ветвями вечно-зеленого кипариса в каждом углу основного поля она символизирует вечную жизнь и скорбь одновременно. Именно такой ковер кладут на гробы, чтобы придать человеку сил в путешествии в другой мир.

Классический персидский дизайн представляет собой поле из квадратов (размером около 10-15 см), которые образуют своего рода сетку. В каждом из этих квардатов новый рисунок, демонстрирующий различные элементы сада. В некоторых могут быть изображены маленькие деревья или цветы, в других – олени или птицы. Можно также найти домик, хозяин которого и владеет садом. Линии, образующие эту сетку, олицетворяют водные каналы для орошения земель. В шерстяных и шелковых коврах с таким дизайном бордюр уже не делают столь изощренным, чтобы не переборщить с мелкими деталями. А в так называемой «археологической» версии персидского дизайна помимо цветов и животных в квадратах можно найти всевозможные вазы, кувшины и предметы посуды, что не делает ковер ручной работы менее привлекательным, а наоборот, придает ему элемент необычности.

Медальон – пожалуй, самый распространенный дизайн в восточных коврах ручной работы, включая персидские и индийские ковры, за исключением Турции и Афганистана. Центральная часть медальона символизирует глаз всевидящего Бога. Принято считать, что этот дизайн произошел от изображения цветка лотуса, который всегда считался на Востоке священным – корнями он уходит в мерзкую грязь, но цветы его, несмотря ни на что, тянутся к небесам. Если ковер ручной работы был предназначен, чтобы украсит мечеть, мастера обычно повторяли в медальоне дизайн архитектуры потолка данной мечети, чтобы они идеально дополняли друг друга. Медальон с подвесками (дословный перевод с арабского «медальон, роняющий слезы») символизирует божественные слезы.

Два менее значительных дизайна – времена года и охотничий. Ручной ковер, изображающий времена года, обычно разделен на четыре равные части, каждая из которых представляет собой один сезон. Обычно на них размещают реалистичные изображения крестьян или пастухов. Охотничий дизайн чаще всего встречается в шерстяных и шелковых коврах Кум и Исфахан. Считается, что он впервые был создан турецкими мастерами при дворе султана еще в XVI веке. Главными героями такого дизайна, конечно, являются охотники на лошадях, сопровождаемые прирученными леопардами или охотничьими собаками, которые пронзают своими копьями диких животных.

Существует также много орнаментов, популярных при плетении шерстяных и шелковых ковров ручной работы в Персии и Индии.