English versionРусская версия


Индийские и персидские ковры ручной работы из шелка и шерсти. История.

Краткая история ковров из Индии  

Индийские шелковые ковры сегодня считаются одними из лидеров среди мировых ковровых изделий, но так было не всегда. Кашмирские мастера несколько веков совершенствовали свои умения и лишь чуть более столетия назад местные ковровые изделия были признаны на мировом уровне.

Первое производство ковров появилось здесь более пяти веков назад, но прижилось не сразу. Лишь после упада других отраслей промышленности ковроткачество начало набирать популярность.

Самый резкий рост коврового дела пришелся на XX век. Разведение шелковичных червей не составляло никакого труда в благоприятных климатических условиях Кашмира, умелые мастера совершенствовали свои навыки и обучали молодое поколение столь нелегкому делу.

Современные ковры из Индии создаются при помощи персидского узла и могут на абсолютно равных правах соперничать с коврами ручной работы из Ирана, Турции, Китая и других стран.

Краткая история ковров из Персии

Персидские ковры в настоящее время признаны на мировом уровне. Именно в Персии искусство изготовления ковров ручной работы достигло высочайшего уровня еще в древности, являясь одной из важных областей местного ремесленного производства. Эта традиция пережила века и сохранилась по сей день.

Ряд народов, не будучи персами, сильно способствовали развитию персидского искусства, к примеру, монголы. Монгольские правители, проникнувшись любовью к персидской роскоши, стали покровительствовать искусству, заказывая огромное количество драгоценных тканей и роскошных персидских ковров для украшения своих дворцов. В эпоху Тамерлана (Тимуридов) в персидских коврах начинает прослеживаться центральная композиция, которой часто сопутствуют угловые и боковые (медальон с угольниками). Также дизайн ковров пополнен рядом буддийских декоративных мотивов: лотосы, пионы, сюжеты с ожерельями облаков и т.д.

персидский ковер - знаменитый образец Ardebil Во времена Сефевидов персидские ковры ручной работы воплощали особенности местных ремесленных производств. Многоцветная симфония цветов, изящных пальметт, изогнутых арабесок, каллиграфических узоров. К этому же периоду относятся первые персидские ковры с сюжетом сада, для которых характерно изображение растительности, оживающей в потоках струящейся воды – воплощение исламского, а значит и персидского, рая. Поскольку декоративный узор все усложнялся, именно в эту эпоху возникла необходимость создания картонов с подготовительным рисунком. Для переноса рисунка на ковер использовался ассиметричный узел, благодаря которому можно воспроизводить изогнутые линии и сложный орнамент, который теперь называют персидским. В тот же период стали придавать большое значение кайме, или бордюру, делая ее все более широкий и богато украшая рисунками со сложной символикой. В Европе персидские ковры прославились как «польские», потому что стали известны благодаря Всемирной парижской выставке 1878 года, где они были выставлены среди экспонатов коллекции польского князя.

В 19 веке производство ковров в Персии претерпело большие изменения, поскольку местные мастерские все больше переориентировались на производство ковров на заказ. Мастерских стало значительно больше, но благодаря ряду законодательных актов, качество персидских ковров осталось на высоте. Специальная комиссия отбирала лучших прядильщиков, а также определяла лучшие мастерские в городах и деревнях, которые потом снабжались хорошими материалами и картонами, оставаясь под неусыпным контролем. Среди восточных стран именно Персия отличается лучшим качеством изготовления ковров ручной работы.